Сфероконические градиентные катушки.
Автор:FEV
Я, помнится, уже упоминал об этих замечательных катушках, резко повышающих
КПД гаусса. Теперь остановлюсь на них подробнее. Главное различие обычных и
СФГ-катушек заключается в их форме.
Вот так вот она примерно и выглядит. Зеленая область-сама катушка, серая -
ствол, на котором она и намотана. Рассмотрим процессы, происходящие со
снарядом в такой катушке. Сначала напряжение на катушке максимально, а потом
спадает по закону, близкому к экспоненте (в смысле, наоборот, обратному к
экспоненте). А снарядик - то
разгоняется…
Но разгон его происходит более равномерно, чем в обычной
катушке. Когда напряжение высоко, витков вокруг снаряда мало, а когда низко -
более чем достаточно. В результате сила, разгоняющая снаряд, более постоянна.
Одна из особенностей ЭМУ - если разгонять снаряд равномерно, то КПД высок, но
низка скорость и велика масса, а если рывком-то КПД никчемно мал. Здесь КПД
выше, хотя ему и приносится в жертву часть потенциальной эффективности. Но
рост КПД с лихвой покрывает это. Кроме того, там есть еще один неизученный
геммор: передняя часть гвоздя
находится в более сильном поле, чем задняя. Возможно, это тоже
способствует эффективности – я не вдавался в такие глубокие и на самом деле не нужные теоретические
аспекты.
Лучшая длина снаряда отличается от таковой в случае обычной катушки. Для
обычной катушки длины снаряда и катушки равны, а для СФГ - катушки длина снаряда несколько меньше длины
катушки. Это вызвано тем, что поле у нее слабее по краям.
Теперь о технической стороне дела.
Наматывать ее надо также как и обычную - руками. Для начала нужно намотать
в 3 слоя виток к витку основу. Длина каждого следующего слоя равна длине
предыдущего, как в обычной катушке. Это основа. Она имеет цилиндрическую
форму. Теперь следующее слои наматываем так, что внешние короче внутренних. В конце концов, мотать становиться невозможно!
Витки сваливаются вбок. Это служит признаком, когда мотать надо прекращать. Нельзя
забывать и об изоляции. Через слой нужно сделать изоляцию. Готовая катушка пропитывается
лаком.
А вот еще геммор: диаметр катушки должен быть нее более 1.5 длин ее же.
Слишком сильно от витка к витку возрастает сопротивление катушки в целом, а из-за все бОльшего сопротивления падает эффективность. Кое-кто
может возразить: как-так, ведь витков тоже больше становиться. А
диаметр? Он велик и еще более увеличивается от витка к витку. А чем больше
диаметр витка, тем ниже напряженность создаваемого им поля в центре. Короче,
с неких пор приращение сопротивления будет выше приращения магнитного потока.
Вот
К списку статей |